РУС БЕЛ ENG

План реализации проекта "Родительский университет"

План реализации проекта «Родительский университет»

на 2023/2024 учебный год

Цель проекта «Родительский университет»: повышение педагогической и психологической культуры родителей, формирование ответственного, позитивного родительства, способствование установлению контактов родителей со школой, взаимодействию родителей и педагогов в воспитании, развитии и социализации  ребенка.

Основные задачи проекта «Родительский университет»:

  • формировать ценностно-смысловые основы родительства;
  • активизировать чувства ответственности за выполнение родительских функций;
  • формировать и развивать психолого-педагогические компетенции родителей в области семейного воспитания,
  • содействовать развитию навыков самообразования родителей;
  • обеспечивать целенаправленную работу по профилактике семейного неблагополучия и социального сиротства, снижению риска конфликтных ситуаций и кризисных состояний, возникновению затруднений в семейном воспитании,
  • оказывать своевременную психолого-педагогическую и информационную помощь семьям, попавшим в трудную жизненную ситуацию;
  • организовывать эффективное сотрудничество и партнерство родителей обучающихся и учреждения образования.

Целевая группа – родители (законные представители) учащихся.

Направления работы Родительского университета:

  1. Организационное:
  2.   формирование очной и дистанционной форм обучения в Родительском университете;
  3. разработка «Интернет-сайта родительского университета»;
  4. создание в популярных социальных сетях («ВКонтакте», «Одноклассники», «Facebook») Интернет-ресурсов для размещения информации о деятельности Родительского университета (анонс предстоящих встреч, новости о прошедших встречах, материалы образовательного характера для родителей и т.д.).
  5. Информационно-просветительское:
  6. презентация содержания программы и мероприятий Родительского университета;
  7. организация психолого-педагогического просвещения родителей по различным аспектам семейного воспитания:

- правовое: о возможностях, правах и обязанностях в осуществлении образовательных потребностей семьи;

- психолого-педагогическое: о методах и формах воспитания, обучения ребенка;

- гражданское: о путях развития образования, школы.

  • консультирование родителей по юридическим, психологопедагогическим и другим проблемам.
  1. Содержательное:
  2. научно-методическое обеспечение формирования психологопедагогической компетентности родителей в области воспитания и развития детей с учетом социокультурных традиций, современных проблем и особенностей развития общества;
  3. расширение воспитательного и творческого потенциала родителей и семьи в целом.

Воспитательная деятельность Родительского университета строится:

- на оценке родителями собственного жизненного опыта;

- на приобретении новых познаний в опоре на собственные внутренние резервы;

- на стабильном общении детей и их родителей;

- на формировании атмосферы поиска новых знаний;

- на самосовершенствовании родителей через осознание ими индивидуального взгляда на ребѐнка;

- на развитии творческих способностей членов семьи;

- на умении видеть результаты развития детей;

- на умении видеть трудности и искать пути их преодоления, выстраивать лестницу успеха.

Работа Родительского университета организуется с учётом закономерностей развития ребенка в разные возрастные периоды по двум ступеням:

I ступень – «Мой ребенок – младший школьник» – для родителей учащихся I-IV классов учреждения общего среднего образования,

II ступень – «Мой ребенок – подросток» – для родителей учащихся V-IX классов учреждения общего среднего образования.

Формы проведения занятий:

· традиционные (лекции, беседы, конференции, круглые столы, дискуссии, семинары-практикумы, мастер-классы, психологические тренинги, индивидуальные беседы и консультации, опросы родителей по различной тематике, обмен опытом работы и т.д.);

· дистанционные (вебинары, форумы, on-line консультации, размещение информации по актуальным вопросам семейного воспитания на сайте школы, работа на горячей линии учреждения образования, участие в создании рекламных буклетов, листовок, оформление стендов, анкетирование родителей, создание и обновление уголка педагога-психолога в каждом классе; привлечение родителей к участию в тематических выставках и других мероприятиях).

Тематический план

I ступень – «Мой ребенок – младший школьник»

для родителей учащихся I-IV классов

№№

Тема, перечень изучаемых вопросов

Срок проведения

Ответственные

1 класс

1

Тема 1. Адаптация учащихся в 1-м классе. (консультация)

Физиологическая, психологическая и социальная адаптация обучающихся к школе. Причины социально-психологической дезадаптации. Помощь ребенку в адаптации к школе

сентябрь

 

Педагог-психолог

Классный руководитель

 

2

Тема 2. Режим дня школьника. (беседа)

Соблюдение санитарно-гигиенических норм. Организация режима дня школьника. Воспитание самостоятельности и организованности у первоклассника.

ноябрь

 

Классный руководитель

Медицинский работник

3

Тема 3. Значение семейных традиций в формировании и развитии ребенка.

(размещение на сайте)

Ценности, традиции и обычаи семьи. Значение примера родителей в воспитании ребенка. Значение семейных традиций в формировании у ребенка желания трудиться

январь

 

Классный руководитель

 

4

Тема 4. Положительные эмоции в жизни школьника.

(информационная рассылка)

Эмоции в нашей жизни. Значение эмоционально-чувственной сферы для формирования полноценной личности. Рекомендации родителям по развитию положительных эмоций ребенка

апрель

 

Педагог-психолог

Классный руководитель

2 класс

1

Тема 1. Как родители могут помочь ребенку учиться.

(дискуссия)

Соблюдение режима дня – важное условие успешной учёбы ребенка. Контроль родителей за выполнением домашних заданий школьников. Типичные ошибки родителей в организации учебного труда ребенка

октябрь

 

Классный руководитель

2

Тема 2. Главные правила здорового образа жизни. (информационная рассылка)

Здоровье школьника и его успехи в учёбе. Формирование здорового образа жизни учащихся младших классов. Основные правила здорового образа жизни: рациональное питание, двигательная активность, положительные эмоции. Роль семьи в физическом воспитании детей. Кодекс семейного здоровья

ноябрь

 

Классный руководитель

Медицинский работник

 

3

Тема 3. Влияния семьи на эмоциональное состояние ребенка. (круглый стол)

Семейное благополучие и семейное неблагополучие. Факторы, причины и индикаторы семейного неблагополучия. Семьи со скрытой формой неблагополучия.

Влияние внутрисемейных отношений на развитие личности и психического развития ребенка

январь

 

Педагог-психолог

Классный руководитель

 

4

Тема 4. Трудовое воспитание детей в семье. (размещение на сайте)

Воспитание в труде. Роль семьи в развитии работоспособности ученика. Как научить современного ребенка трудиться

апрель

 

Классный руководитель

 

3 класс

1

Тема 1. Значение школьной отметки в жизни ребёнка. (семинар-практикум)

Отметка и оценка знаний учащихся. Критерии оценки. Влияние оценки на самооценку учащихся. Рекомендации родителям по формированию у ребенка навыков самоконтроля, умения работать самостоятельно, воспитания интереса к знаниям

сентябрь

 

Педагог-психолог

Классный руководитель

 

2

Тема 2. Психологические и физиологические особенности третьеклассников.

(психологический тренинг)

Специфика развития восприятия, внимания, памяти, мышления у младших школьников. Особенности межличностного общения. Самооценка младших школьников.

ноябрь

 

Педагог-психолог

Медицинский работник

Классный руководитель

  

3

Тема 3. Здоровая семья – здоровый ребенок. (размещение на сайте)

Формирование умений и навыков здорового образа жизни. Спорт в жизни родителей и детей. Основные правила здорового образа жизни

январь

 

Классный руководитель

Медицинский работник

 

4

Тема 4. Эффективное общение в семье – залог успеха школьника.

(информационная рассылка)

Сущность семейного общения. Семья как система межличностных взаимодействий. Общение как процесс взаимовлияния. Особенности семейного общения. Культура семейного общения. Влияние общения родителей с детьми на их полноценное развитие. Навыки эффективной коммуникации. Создание в семье атмосферы защищенности, тепла и любви

апрель

 

Классный руководитель

 

4 класс

1

Тема. 1 Ребенок и компьютер. (круглый стол)

Компьютер дома: польза или вред? Компьютерные игры.

Влияние компьютера на организм и личность ребенка. Плюсы и минусы использования компьютера школьником. Как правильно организовать работу школьника за компьютером. Сохранение здоровья ребенка при работе за компьютером

сентябрь

 

Классный руководитель

Медицинский работник

Учитель информатики

2

Тема 2. Как научить своего ребенка жить в мире людей.

(размещение на сайте)

Воспитание культуры поведения и уважения к людям у учащихся. Формирование правил поведения и хороших манер. Культура личности: культура внешности, общения, речи. Эффективное общение: основные составляющие

ноябрь

 

Педагог-психолог

Классный руководитель

 

3

Тема 3. Возрастные психофизиологические особенности учащихся 4 класса.

(психологический тренинг)

Познавательная рефлексия: способность осознать причины учебных неудач и успехов. Формирование произвольности познавательных процессов: внимания, памяти. Личностные особенности младших школьников.

январь

 

Педагог-психолог

Классный руководитель

 

4

Тема 4. Книги в жизни школьника.

(информационная рассылка)

Отношение ребенка к учебной и художественной литературе. Как сохранить любовь к книге при информационной перегрузке в современном мире

апрель

 

Классный руководитель

Библиотекарь

 

Тематический план

II ступень – «Мой ребенок – подросток»

для родителей учащихся V-IX классов

№№

Тема, перечень изучаемых вопросов

Срок проведения

Ответственные

5 класс

1

Тема 1Адаптация ребенка в новом коллективе. (консультация)

Формирование нового учебного коллектива 5 класса. Адаптация ребенка в новой среде. Трудности адаптации пятиклассников к школе

сентябрь

Педагог-психолог

Классный руководитель

 

2

Тема 2. Ребенок среди сверстников

(размещение на сайте)

Детский коллектив и его значение в развитии личности школьника. Потребности ребенка в признании и самореализации. Проблемы лидерства. Развитие способности к сотрудничеству как предпосылка успешности в жизни. Как помочь ребенку в налаживании отношений со сверстниками

ноябрь

Педагог-психолог

Классный руководитель

 

3

Тема 3. Ваш ребенок вырос.

(круглый стол)

Особенности младшего подросткового возраста. Физическое, психическое и социальное развитие младших подростков. Общение подростков со сверстниками и взрослыми. Трудности и риски младшего подросткового возраста

январь

Педагог-психолог

Медицинский работник

Классный руководитель

 

4

Тема 4. Меры наказания и поощрения в современной семье.( тренинг)

Вопросы дисциплины в семье с младшими подростками. Почему не работают привычные методы воспитания. Как стать подростку другом без потери родительского авторитета

апрель

 

Педагог-психолог

Классный руководитель

 

6 класс

1

Тема 1. Семья как персональная микросреда жизни и развития ребенка. Нравственные и культурные ценности семьи.

( дискуссия )

Ребенок и удовлетворение его потребностей в семье. Психолого-педагогические факторы развития и воспитания ребенка в семье. Типы семейного воспитания и их характеристика. Проблемы нравственного воспитания детей в семье. Нравственные традиции и обычаи. Ценности семьи как основа воспитания ребенка

сентябрь

Педагог-психолог

Классный руководитель

 

2

Тема 2. Профилактика проблемного поведения подростков. (тренинг)

Отклоняющееся поведение подростков. Формы аддиктивного (зависимого) поведения подростков (курение, алкоголизм, наркомания и др.). Причины зависимого поведения. Профилактика зависимостей в подростковой среде. Роль родителей в предупреждении отклоняющегося поведения подростков.

ноябрь

Педагог-психолог

Педагог социальный

Классный руководитель

3

Тема3. Безопасность подростков в сети Интернет.

(онлайн-консультация)

Виртуальная реальность: возможности и опасности. Основные правила медиабезопасности для родителей и подростков. Профилактика интернет-рисков. Как уберечь ребенка от опасностей в социальных сетях

январь

 

Классный руководитель

Учитель информатики 

4

Тема 4. Организация летнего отдыха подростков.(семинар-практикум)

Правила безопасного поведения летом. Опасности свободного времяпровождения подростков. Рекомендации родителям по обеспечению безопасности детей в летний период

апрель

 

Классный руководитель

7 класс

1

Тема 1. Психологические и физиологические особенности семиклассников.

(психологический тренинг)

Возрастные особенности 13-14-летних подростков. Специфика развития внимания, памяти, мышления. Половое созревание. Здоровье школьника и его успехи в учёбе

сентябрь

Педагог-психолог

Медицинский работник

Классный руководитель

 

2

Тема 2. Профилактика правонарушений подростков.

(тренинг)

Противоправное поведение несовершеннолетних. Факторы и причины правонарушений. Подростки «группы риска»

ноябрь

 

Педагог-психолог

Классный руководитель

3

Тема 3. Правила поведения с подростками: особенности переходного возраста

( информационная рассылка)

Жизнь семьи с ребенком-подростком: борьба принципов или поиски компромиссов. Психологический климат в семье.

Родительский авторитет. Как его приобрести и как не потерять. Правила взаимодействия с подростком

январь

 

Педагог-психолог

Классный руководитель

4

Тема 4. Как повысить учебную мотивацию подростков.

(круглый стол)

Отношение подростков к обучению. Потеря интереса к учебе у подростков – что делать и как избежать. Причины снижения учебной мотивации в подростковом возрасте. Как заинтересовать подростка обучением? Мотивация на успех.

апрель

 

 

Педагог-психолог

Классный руководитель

8 класс

1

Тема 1. Жизненные цели подростков.

(размещение на сайте)

Цели подросткового периода. Постановка целей и их достижение.

Успеваемость в школе как один из факторов успешного достижения целей

октябрь

Педагог-психолог

Классный руководитель

2

Тема 2. Как уберечь подростка от насилия.( круглый стол)

Насилие и безопасность наших детей. Виды насилия. Анализ проблемных ситуаций. Профилактика основных рисков. Особенности виктимного поведения (поведения «жертвы»)

ноябрь

 

Педагог-психолог

Медицинский работник

Классный руководитель

3

Тема 3. Осторожно: суицид

( тренинг)

Суицид среди несовершеннолетних. Виды и причины. Мотивы суицидального поведения у подростков. Индикаторы суицидального риска.

Профилактика суицидального поведения

январь

 

Педагог-психолог

Классный руководитель

4

Тема 4. Культура поведения в конфликтных ситуациях. (информационная рассылка)

Понятие «конфликт». Супружеские ссоры и конфликты. Развод как психотравмирующий фактор. Последствия развода для супругов и детей.

Семейные конфликты в диаде «родители-дети», причины их возникновения. Стратегии поведения в конфликте, способы преодоления и профилактика детско-родительских конфликтов.

Школьные конфликты. Культура поведения взрослых и детей при возникновении школьных конфликтов

апрель

 

Педагог-психолог

Классный руководитель

 

9-е классы

1

Тема 1. Портрет современного подростка.(размещение на сайте)

Индивидуальные особенности подростка и характерные возрастные черты. Ключевые переживания возраста. Личностные особенности и особенности общения. Возможные проблемы, внешние и внутренние конфликты, отношение к учебе

сентябрь

Педагог-психолог

Классные руководители

 

2

Тема 2. Агрессия, её причины и последствия. (консультация)

Формы агрессивного поведения подростков. Причины агрессивности и ее влияние на взаимодействие подростка с окружающими людьми.

Возможные способы преодоления агрессивности в поведении подростка. Рекомендации для родителей по профилактике и коррекции агрессивного поведения подростка

ноябрь

Педагог-психолог

Классные руководители

 

3

Тема 3. Формирование здорового образа жизни: вредные привычки и как им противостоять.

( дискуссия )

Подростковый возраст как фактор риска для возникновения вредных привычек и зависимостей. Формирование у подростков потребности в здоровом образе жизни, ответственности за своё здоровье. Профилактика вредных привычек

январь

Медицинский работник

Классные руководители

 

4

Тема 4. Профессиональная ориентация девятиклассниковКак помочь подростку выбрать профессию?(круглый стол)

Профессиональные намерения и возможности учащихся. Влияние семьи на выбор профессии подростком. Как родители могут поддержать ребенка при выборе профессии? Знакомство родителей обучающихся с результатами диагностики склонностей, способностей и профессиональных интересов подростков

апрель

Педагог-психолог

Классные руководители

 

 

Заместитель директора

по воспитательной работе                                   О.Д.Безлюдова