План реализации проекта «Родительский университет»
на 2023/2024 учебный год
Цель проекта «Родительский университет»: повышение педагогической и психологической культуры родителей, формирование ответственного, позитивного родительства, способствование установлению контактов родителей со школой, взаимодействию родителей и педагогов в воспитании, развитии и социализации ребенка.
Основные задачи проекта «Родительский университет»:
- формировать ценностно-смысловые основы родительства;
- активизировать чувства ответственности за выполнение родительских функций;
- формировать и развивать психолого-педагогические компетенции родителей в области семейного воспитания,
- содействовать развитию навыков самообразования родителей;
- обеспечивать целенаправленную работу по профилактике семейного неблагополучия и социального сиротства, снижению риска конфликтных ситуаций и кризисных состояний, возникновению затруднений в семейном воспитании,
- оказывать своевременную психолого-педагогическую и информационную помощь семьям, попавшим в трудную жизненную ситуацию;
- организовывать эффективное сотрудничество и партнерство родителей обучающихся и учреждения образования.
Целевая группа – родители (законные представители) учащихся.
Направления работы Родительского университета:
- Организационное:
- формирование очной и дистанционной форм обучения в Родительском университете;
- разработка «Интернет-сайта родительского университета»;
- создание в популярных социальных сетях («ВКонтакте», «Одноклассники», «Facebook») Интернет-ресурсов для размещения информации о деятельности Родительского университета (анонс предстоящих встреч, новости о прошедших встречах, материалы образовательного характера для родителей и т.д.).
- Информационно-просветительское:
- презентация содержания программы и мероприятий Родительского университета;
- организация психолого-педагогического просвещения родителей по различным аспектам семейного воспитания:
- правовое: о возможностях, правах и обязанностях в осуществлении образовательных потребностей семьи;
- психолого-педагогическое: о методах и формах воспитания, обучения ребенка;
- гражданское: о путях развития образования, школы.
- консультирование родителей по юридическим, психологопедагогическим и другим проблемам.
- Содержательное:
- научно-методическое обеспечение формирования психологопедагогической компетентности родителей в области воспитания и развития детей с учетом социокультурных традиций, современных проблем и особенностей развития общества;
- расширение воспитательного и творческого потенциала родителей и семьи в целом.
Воспитательная деятельность Родительского университета строится:
- на оценке родителями собственного жизненного опыта;
- на приобретении новых познаний в опоре на собственные внутренние резервы;
- на стабильном общении детей и их родителей;
- на формировании атмосферы поиска новых знаний;
- на самосовершенствовании родителей через осознание ими индивидуального взгляда на ребѐнка;
- на развитии творческих способностей членов семьи;
- на умении видеть результаты развития детей;
- на умении видеть трудности и искать пути их преодоления, выстраивать лестницу успеха.
Работа Родительского университета организуется с учётом закономерностей развития ребенка в разные возрастные периоды по двум ступеням:
I ступень – «Мой ребенок – младший школьник» – для родителей учащихся I-IV классов учреждения общего среднего образования,
II ступень – «Мой ребенок – подросток» – для родителей учащихся V-IX классов учреждения общего среднего образования.
Формы проведения занятий:
· традиционные (лекции, беседы, конференции, круглые столы, дискуссии, семинары-практикумы, мастер-классы, психологические тренинги, индивидуальные беседы и консультации, опросы родителей по различной тематике, обмен опытом работы и т.д.);
· дистанционные (вебинары, форумы, on-line консультации, размещение информации по актуальным вопросам семейного воспитания на сайте школы, работа на горячей линии учреждения образования, участие в создании рекламных буклетов, листовок, оформление стендов, анкетирование родителей, создание и обновление уголка педагога-психолога в каждом классе; привлечение родителей к участию в тематических выставках и других мероприятиях).
Тематический план
I ступень – «Мой ребенок – младший школьник»
для родителей учащихся I-IV классов
№№ |
Тема, перечень изучаемых вопросов |
Срок проведения |
Ответственные |
1 класс |
|||
1 |
Тема 1. Адаптация учащихся в 1-м классе. (консультация) Физиологическая, психологическая и социальная адаптация обучающихся к школе. Причины социально-психологической дезадаптации. Помощь ребенку в адаптации к школе |
сентябрь
|
Педагог-психолог Классный руководитель
|
2 |
Тема 2. Режим дня школьника. (беседа) Соблюдение санитарно-гигиенических норм. Организация режима дня школьника. Воспитание самостоятельности и организованности у первоклассника. |
ноябрь
|
Классный руководитель Медицинский работник |
3 |
Тема 3. Значение семейных традиций в формировании и развитии ребенка. (размещение на сайте) Ценности, традиции и обычаи семьи. Значение примера родителей в воспитании ребенка. Значение семейных традиций в формировании у ребенка желания трудиться |
январь
|
Классный руководитель
|
4 |
Тема 4. Положительные эмоции в жизни школьника. (информационная рассылка) Эмоции в нашей жизни. Значение эмоционально-чувственной сферы для формирования полноценной личности. Рекомендации родителям по развитию положительных эмоций ребенка |
апрель
|
Педагог-психолог Классный руководитель |
2 класс |
|||
1 |
Тема 1. Как родители могут помочь ребенку учиться. (дискуссия) Соблюдение режима дня – важное условие успешной учёбы ребенка. Контроль родителей за выполнением домашних заданий школьников. Типичные ошибки родителей в организации учебного труда ребенка |
октябрь
|
Классный руководитель |
2 |
Тема 2. Главные правила здорового образа жизни. (информационная рассылка) Здоровье школьника и его успехи в учёбе. Формирование здорового образа жизни учащихся младших классов. Основные правила здорового образа жизни: рациональное питание, двигательная активность, положительные эмоции. Роль семьи в физическом воспитании детей. Кодекс семейного здоровья |
ноябрь
|
Классный руководитель Медицинский работник
|
3 |
Тема 3. Влияния семьи на эмоциональное состояние ребенка. (круглый стол) Семейное благополучие и семейное неблагополучие. Факторы, причины и индикаторы семейного неблагополучия. Семьи со скрытой формой неблагополучия. Влияние внутрисемейных отношений на развитие личности и психического развития ребенка |
январь
|
Педагог-психолог Классный руководитель
|
4 |
Тема 4. Трудовое воспитание детей в семье. (размещение на сайте) Воспитание в труде. Роль семьи в развитии работоспособности ученика. Как научить современного ребенка трудиться |
апрель
|
Классный руководитель
|
3 класс |
|||
1 |
Тема 1. Значение школьной отметки в жизни ребёнка. (семинар-практикум) Отметка и оценка знаний учащихся. Критерии оценки. Влияние оценки на самооценку учащихся. Рекомендации родителям по формированию у ребенка навыков самоконтроля, умения работать самостоятельно, воспитания интереса к знаниям |
сентябрь
|
Педагог-психолог Классный руководитель
|
2 |
Тема 2. Психологические и физиологические особенности третьеклассников. (психологический тренинг) Специфика развития восприятия, внимания, памяти, мышления у младших школьников. Особенности межличностного общения. Самооценка младших школьников. |
ноябрь
|
Педагог-психолог Медицинский работник Классный руководитель
|
3 |
Тема 3. Здоровая семья – здоровый ребенок. (размещение на сайте) Формирование умений и навыков здорового образа жизни. Спорт в жизни родителей и детей. Основные правила здорового образа жизни |
январь
|
Классный руководитель Медицинский работник
|
4 |
Тема 4. Эффективное общение в семье – залог успеха школьника. (информационная рассылка) Сущность семейного общения. Семья как система межличностных взаимодействий. Общение как процесс взаимовлияния. Особенности семейного общения. Культура семейного общения. Влияние общения родителей с детьми на их полноценное развитие. Навыки эффективной коммуникации. Создание в семье атмосферы защищенности, тепла и любви |
апрель
|
Классный руководитель
|
4 класс |
|||
1 |
Тема. 1 Ребенок и компьютер. (круглый стол) Компьютер дома: польза или вред? Компьютерные игры. Влияние компьютера на организм и личность ребенка. Плюсы и минусы использования компьютера школьником. Как правильно организовать работу школьника за компьютером. Сохранение здоровья ребенка при работе за компьютером |
сентябрь
|
Классный руководитель Медицинский работник Учитель информатики |
2 |
Тема 2. Как научить своего ребенка жить в мире людей. (размещение на сайте) Воспитание культуры поведения и уважения к людям у учащихся. Формирование правил поведения и хороших манер. Культура личности: культура внешности, общения, речи. Эффективное общение: основные составляющие |
ноябрь
|
Педагог-психолог Классный руководитель
|
3 |
Тема 3. Возрастные психофизиологические особенности учащихся 4 класса. (психологический тренинг) Познавательная рефлексия: способность осознать причины учебных неудач и успехов. Формирование произвольности познавательных процессов: внимания, памяти. Личностные особенности младших школьников. |
январь
|
Педагог-психолог Классный руководитель
|
4 |
Тема 4. Книги в жизни школьника. (информационная рассылка) Отношение ребенка к учебной и художественной литературе. Как сохранить любовь к книге при информационной перегрузке в современном мире |
апрель
|
Классный руководитель Библиотекарь
|
Тематический план
II ступень – «Мой ребенок – подросток»
для родителей учащихся V-IX классов
№№ |
Тема, перечень изучаемых вопросов |
Срок проведения |
Ответственные |
5 класс |
|||
1 |
Тема 1. Адаптация ребенка в новом коллективе. (консультация) Формирование нового учебного коллектива 5 класса. Адаптация ребенка в новой среде. Трудности адаптации пятиклассников к школе |
сентябрь |
Педагог-психолог Классный руководитель
|
2 |
Тема 2. Ребенок среди сверстников (размещение на сайте) Детский коллектив и его значение в развитии личности школьника. Потребности ребенка в признании и самореализации. Проблемы лидерства. Развитие способности к сотрудничеству как предпосылка успешности в жизни. Как помочь ребенку в налаживании отношений со сверстниками |
ноябрь |
Педагог-психолог Классный руководитель
|
3 |
Тема 3. Ваш ребенок вырос. (круглый стол) Особенности младшего подросткового возраста. Физическое, психическое и социальное развитие младших подростков. Общение подростков со сверстниками и взрослыми. Трудности и риски младшего подросткового возраста |
январь |
Педагог-психолог Медицинский работник Классный руководитель
|
4 |
Тема 4. Меры наказания и поощрения в современной семье.( тренинг) Вопросы дисциплины в семье с младшими подростками. Почему не работают привычные методы воспитания. Как стать подростку другом без потери родительского авторитета |
апрель
|
Педагог-психолог Классный руководитель
|
6 класс |
|||
1 |
Тема 1. Семья как персональная микросреда жизни и развития ребенка. Нравственные и культурные ценности семьи. ( дискуссия ) Ребенок и удовлетворение его потребностей в семье. Психолого-педагогические факторы развития и воспитания ребенка в семье. Типы семейного воспитания и их характеристика. Проблемы нравственного воспитания детей в семье. Нравственные традиции и обычаи. Ценности семьи как основа воспитания ребенка |
сентябрь |
Педагог-психолог Классный руководитель
|
2 |
Тема 2. Профилактика проблемного поведения подростков. (тренинг) Отклоняющееся поведение подростков. Формы аддиктивного (зависимого) поведения подростков (курение, алкоголизм, наркомания и др.). Причины зависимого поведения. Профилактика зависимостей в подростковой среде. Роль родителей в предупреждении отклоняющегося поведения подростков. |
ноябрь |
Педагог-психолог Педагог социальный Классный руководитель |
3 |
Тема3. Безопасность подростков в сети Интернет. (онлайн-консультация) Виртуальная реальность: возможности и опасности. Основные правила медиабезопасности для родителей и подростков. Профилактика интернет-рисков. Как уберечь ребенка от опасностей в социальных сетях |
январь
|
Классный руководитель Учитель информатики |
4 |
Тема 4. Организация летнего отдыха подростков.(семинар-практикум) Правила безопасного поведения летом. Опасности свободного времяпровождения подростков. Рекомендации родителям по обеспечению безопасности детей в летний период |
апрель
|
Классный руководитель |
7 класс |
|||
1 |
Тема 1. Психологические и физиологические особенности семиклассников. (психологический тренинг) Возрастные особенности 13-14-летних подростков. Специфика развития внимания, памяти, мышления. Половое созревание. Здоровье школьника и его успехи в учёбе |
сентябрь |
Педагог-психолог Медицинский работник Классный руководитель
|
2 |
Тема 2. Профилактика правонарушений подростков. (тренинг) Противоправное поведение несовершеннолетних. Факторы и причины правонарушений. Подростки «группы риска» |
ноябрь
|
Педагог-психолог Классный руководитель |
3 |
Тема 3. Правила поведения с подростками: особенности переходного возраста ( информационная рассылка) Жизнь семьи с ребенком-подростком: борьба принципов или поиски компромиссов. Психологический климат в семье. Родительский авторитет. Как его приобрести и как не потерять. Правила взаимодействия с подростком |
январь
|
Педагог-психолог Классный руководитель |
4 |
Тема 4. Как повысить учебную мотивацию подростков. (круглый стол) Отношение подростков к обучению. Потеря интереса к учебе у подростков – что делать и как избежать. Причины снижения учебной мотивации в подростковом возрасте. Как заинтересовать подростка обучением? Мотивация на успех. |
апрель
|
Педагог-психолог Классный руководитель |
8 класс |
|||
1 |
Тема 1. Жизненные цели подростков. (размещение на сайте) Цели подросткового периода. Постановка целей и их достижение. Успеваемость в школе как один из факторов успешного достижения целей |
октябрь |
Педагог-психолог Классный руководитель |
2 |
Тема 2. Как уберечь подростка от насилия.( круглый стол) Насилие и безопасность наших детей. Виды насилия. Анализ проблемных ситуаций. Профилактика основных рисков. Особенности виктимного поведения (поведения «жертвы») |
ноябрь
|
Педагог-психолог Медицинский работник Классный руководитель |
3 |
Тема 3. Осторожно: суицид ( тренинг) Суицид среди несовершеннолетних. Виды и причины. Мотивы суицидального поведения у подростков. Индикаторы суицидального риска. Профилактика суицидального поведения |
январь
|
Педагог-психолог Классный руководитель |
4 |
Тема 4. Культура поведения в конфликтных ситуациях. (информационная рассылка) Понятие «конфликт». Супружеские ссоры и конфликты. Развод как психотравмирующий фактор. Последствия развода для супругов и детей. Семейные конфликты в диаде «родители-дети», причины их возникновения. Стратегии поведения в конфликте, способы преодоления и профилактика детско-родительских конфликтов. Школьные конфликты. Культура поведения взрослых и детей при возникновении школьных конфликтов |
апрель
|
Педагог-психолог Классный руководитель
|
9-е классы |
|||
1 |
Тема 1. Портрет современного подростка.(размещение на сайте) Индивидуальные особенности подростка и характерные возрастные черты. Ключевые переживания возраста. Личностные особенности и особенности общения. Возможные проблемы, внешние и внутренние конфликты, отношение к учебе |
сентябрь |
Педагог-психолог Классные руководители
|
2 |
Тема 2. Агрессия, её причины и последствия. (консультация) Формы агрессивного поведения подростков. Причины агрессивности и ее влияние на взаимодействие подростка с окружающими людьми. Возможные способы преодоления агрессивности в поведении подростка. Рекомендации для родителей по профилактике и коррекции агрессивного поведения подростка |
ноябрь |
Педагог-психолог Классные руководители
|
3 |
Тема 3. Формирование здорового образа жизни: вредные привычки и как им противостоять. ( дискуссия ) Подростковый возраст как фактор риска для возникновения вредных привычек и зависимостей. Формирование у подростков потребности в здоровом образе жизни, ответственности за своё здоровье. Профилактика вредных привычек |
январь |
Медицинский работник Классные руководители
|
4 |
Тема 4. Профессиональная ориентация девятиклассников. Как помочь подростку выбрать профессию?(круглый стол) Профессиональные намерения и возможности учащихся. Влияние семьи на выбор профессии подростком. Как родители могут поддержать ребенка при выборе профессии? Знакомство родителей обучающихся с результатами диагностики склонностей, способностей и профессиональных интересов подростков |
апрель |
Педагог-психолог Классные руководители
|
Заместитель директора
по воспитательной работе О.Д.Безлюдова